В национальных интересах

Инвесторам и акционерам

social-twitter social-twitter

Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за третий квартал и девять месяцев 2019 г.

Версия для печати

Цифровой сегмент[1] в III квартале 2019 г. вырос на 13%, а его доля в выручке достигла 59%, чистая прибыль увеличилась на 12%, FCF[2] — более чем в два раза.

Москва, 7 ноября 2019 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за третий квартал и девять месяцев 2019 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО[3].

Основные достижения

  • Рост выручки в III квартале 2019 г. составил 5% год к году.
  • Цифровой сегмент в III квартале 2019 г. вырос на 13%, а его доля в выручке составила 59%.
  • OIBDA[4] за III квартал 2019 г. выросла на 2%.
  • Чистая прибыль за III квартал 2019 г. выросла на 12% и достигла 6,4 млрд руб.
  • FCF в III квартале 2019 г. вырос на 116% до 7,3 млрд руб.

Основные финансовые итоги III квартала 2019 г.

  • Выручка выросла на 5% по сравнению с III кварталом 2018 г. до 83,7 млрд руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 2% до 27,9 млрд руб.
  • Рентабельность по OIBDA составила 33,3% по сравнению с 34,4% в III квартале 2018 г.
  • Чистая прибыль выросла на 12% до 6,4 млрд руб. в сравнении с III кварталом 2018 г.
  • Капитальные вложения[5] составили 16,1 млрд руб. (19,2% от выручки), снизившись на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (16,3 млрд руб. и 20,6% от выручки за III квартал 2018 г. соответственно).
  • FCF вырос более чем в два раза до 7,3 млрд руб. по сравнению с III кварталом 2018 г.
  • Чистый долг[6] увеличился на 10% с начала года и составил 205,1 млрд руб. или 1,9х показателя «чистый долг/OIBDA».

Основные показатели III квартала 2019 г., млн руб.

млн руб.

III кв. 2019

III кв. 2018

Изменение

Выручка

83 727

79 414

5%

OIBDA

27 896

27 328

2%

% от выручки

33,3%

34,4%

-

Операционная прибыль

10 455

10 934

(4%)

% от выручки

12,5%

13,8%

-

Чистая прибыль

6 412

5 703

12%

% от выручки

7,7%

7,2%

-

Капитальные вложения

16 081

16 325

(1%)

% от выручки

19,2%

20,6%

-

Чистый долг

205 053

203 347

1%

Чистый долг/OIBDA

1,9

2,0

-

FCF

7 261

3 368

3 893

Основные финансовые итоги 9 месяцев 2019 г.

  • Выручка выросла на 4% по сравнению с 9 месяцами 2018 г. до 242,6 млрд руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 9% до 81,4 млрд руб.
  • Рентабельность по OIBDA выросла на 1,4 п. п. до 33,6%
  • Чистая прибыль выросла на 29% до 16,4 млрд руб.
  • Капитальные вложения[7] составили 53,7 млрд руб. (22,1% от выручки), увеличившись на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (45,9 млрд руб. и 19,7% от выручки за 9 месяцев 2018 г. соответственно).
  • FCF улучшился до 4,1 [8] млрд руб. против (3,3) млрд руб. за 9 месяцев 2018 г.

Основные показатели 9 месяцев 2019 г., млн руб.

млн руб.

9 мес. 2019

9 мес. 2018

Изменение

Выручка

242 554

232 982

4%

OIBDA

81 440

74 863

9%

% от выручки

33,6%

32,1%

-

Операционная прибыль

29 920

27 633

8%

% от выручки

12,3%

11,9%

-

Чистая прибыль

16 362

12 661

29%

% от выручки

6,7%

5,4%

-

Капитальные вложения

53 667

45 892

17%

% от выручки

22,1%

19,7%

-

Чистый долг

205 053

203 347

1%

Чистый долг/OIBDA

1,9

2,0

-

FCF

4 066

(3 312)

7 378

Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский:

«Третий квартал 2019 года компания завершила, показав сильные финансовые и операционные результаты. Цифровой бизнес по итогам отчетного периода вырос на 13% и вплотную приблизился к отметке в 60% по доле в выручке. В целом по компании выручка выросла на 5% — эта цифра является целевым показателем нашей стратегии. На увеличение выручки помимо наших базовых услуг ШПД и платного ТВ повлияли проекты по созданию умных городов, облачные сервисы, услуги дата-центров, решения по информационной безопасности. Вклад этих сервисов в рост бизнеса становится все более ощутимым, что является верным признаком цифровой трансформации компании.

Мы также продолжаем работать над повышением операционной эффективности, в том числе через оптимизацию портфеля недвижимости. Наряду с регулярной продажей избыточных площадей малого и среднего размера, в отчетном квартале 2019 года был подписан договор на продажу помещений исторического здания Центрального телеграфа в Москве. Знаковый объект недвижимости был продан за 3,5 млрд рублей, в отчетности эффект от этой крупной сделки отразится в четвертом квартале. Наши специалисты проделали большую системную работу по продаже комплекса зданий с максимальной выгодой для компании в текущих рыночных условиях.

Наши достижения позволили компании зафиксировать в отчетном квартале двухзначный рост прибыли и более чем двукратное увеличение свободного денежного потока, который является базой для выплаты дивидендов нашим акционерам. В том числе это стало возможным благодаря успехам компании Tele2 Россия, которая продолжает демонстрировать выдающиеся результаты.

С точки зрения цифровой трансформации компания находится в рамках утвержденной стратегии, набрав хороший темп для продолжения реализации ключевых стратегических инициатив и достижения целей по укреплению своего лидерства как цифрового партнера населения, бизнеса и государства».

Первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко:

«Чтобы сохранять высокие темпы роста бизнеса, мы продолжаем дальнейшее развитие экосистемы умных цифровых сервисов и постоянно совершенствуем продуктовую линейку компании.

В третьем квартале 2019 года “Ростелеком” запустил “Игровой Маркет” — площадку, на которой доступно более 2,2 тыс. игр от 48 российских и зарубежных издателей. “Игровой Маркет” расширяет нашу экосистему сервисов для геймеров, в центре которой — тарифный план “Игровой”. Для геймеров также открыта подписка на облачный сервис GFN.RU. Новый сервис превращает любой компьютер в мощную игровую машину, на которой можно добиваться впечатляющих результатов в самых популярных онлайн-играх. Облачный игровой сервис GFN.RU появился в России благодаря сотрудничеству группы «Сафмар» и компании NVIDIA (США) — мирового лидера рынка графических процессоров и визуальных вычислений. «Ростелеком» стал единственным российским интернет-провайдером, который может предложить своим клиентам подписку на GFN.RU на тех же условиях, что и поставщик.

Для корпоративных клиентов “Ростелеком” запустил услугу “М2М Контроль”, которая позволяет дистанционно управлять сим-картами в устройствах и датчиках сети М2М[9] и оптимизировать бизнес-процессы при работе с IoT-устройствами[10]. Решение “Ростелекома” является неотъемлемой частью модернизации производств и перехода на новые цифровые технологии, которые позволяют оптимизировать производство и бизнес-процессы компаний, предоставлять новые услуги и технологии, сокращать издержки и наращивать выручку как крупному, так и среднему и малому бизнесу.

Одним из успешных примеров реализации возможностей промышленного интернета стал совместный проект “Ростелекома” и группы компаний “Русагро” по запуску цифровой системы контроля за движением урожая. Она обеспечивает программно-аппаратный сбор данных с датчиков и RFID-меток, установленных на средствах сбора и транспортировки урожая, а также передачу этих данных по мобильным сетям в информационную систему заказчика.

В регионах все более популярными становятся проекты по созданию умных городов. Они позволяют сформировать комфортные условия для жизни граждан с помощью цифровых технологий, которые внедряются в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергообеспечении, дорожно-транспортной инфраструктуре, образовании, здравоохранении. Мы фиксируем рост интереса к этому направлению представителей органов власти всех уровней. Из последних примеров можно назвать контракт “Ростелекома” на установку в Башкортостане более 600 комплексов фотовидеофиксации, внедрение в Таганроге комплекса смарт-решений (“Умное освещение”, “Безопасный город”, “Умное видеонаблюдение”, “Умный домофон”, электронные сервисы для медицины и “цифровой дневник”), благодаря которым он стал называться первым “умным” городом на юге России, внедрение на Ямале системы оптимизации и контроля вывоза отходов, которая обеспечивает мониторинг состояния баков с помощью онлайн-сервиса, аккумулирующего данные, полученные с датчиков контейнеров. Таких проектов по всей стране множество. Они повышают динамику роста выручки по компании, поскольку демонстрируют двухзначный рост продаж».

Старший вице-президент – финансовый директор Сергей Анохин:
«Сильные результаты третьего квартала 2019 года свидетельствуют о том, что компания развивается в рамках бюджетного плана в части наращивания цифрового сегмента и повышения внутренней эффективности. Фактические достижения за девять месяцев и наши оценки результатов деятельности до конца текущего года позволяют нам подтвердить наш прогноз по выручке и OIBDA на 2019 год: мы ожидаем, что эти показатели вырастут не менее, чем на 3%. Прогноз CAPEX ожидаем в пределах 65–70 млрд руб. с учетом 7 млрд руб. регуляторного CAPEX и без учета реализации госпрограмм.»

Основные операционные итоги

Количество абонентов (млн)

III кв. 2019

III кв. 2018

Изменение

II кв. 2019

Изменение

Доступ в интернет

13,1

13,0

0,5%

13,0

0,3%

ШПД (частные пользователи)

12,0

12,0

0,2%

12,0

0,1%

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

1,0

1,0

4%

1,0

3%

Платное ТВ

10,3

10,1

2%

10,2

1%

в том числе «Интерактивное ТВ»

5,5

5,1

7%

5,4

1%

Абоненты MVNO

1,5

1,1

37%

1,3

9%

Местная телефонная связь

16,1

17,8

(10%)

16,6

(3%)



ARPU[11] (руб.)

III кв. 2019

III кв. 2018

Изменение

II кв. 2019

Изменение

Доступ в интернет

ШПД (частные пользователи)

396

379

4%

398

(0,6%)

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

3 475

3 180

9%

3 510

(1%)

Платное ТВ (частные пользователи)

248

240

3%

248

(0,2%)

в том числе «Интерактивное ТВ»

311

310

0,3%

315

(1%)

Blended ARPU[12]

536

521

3%

544

(1%)

Клиентская база и ARPU

  1. Количество абонентов доступа в интернет в сегменте домохозяйств в III квартале 2019 г. выросло на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,0 млн. Показатель ARPU вырос на 4% до 396 руб.
  2. Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,0 млн. Показатель ARPU вырос на 9% до 3 475 руб.
  3. Количество абонентов платного ТВ выросло на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,3 млн клиентов со средним ARPU 248 рублей, который также увеличился на 3%;
    •  из них количество абонентов «Интерактивного ТВ» выросло на 7% до 5,5 млн подписчиков, показатель ARPU вырос до 311 руб.
  4. Количество абонентов мобильной связи (MVNO) составило 1,5 млн, увеличившись на 37%; благодаря росту базы за год доходы от MVNO удвоились.
  5. Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 10% до 16,1 млн.



[1] ШПД + платное ТВ + VPN + VAS и облачные услуги.

[2] Свободный денежный поток. Здесь и далее с 2019 г. FCF определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии. Сопоставимые значения 2018 г. приведены в том виде, как они были раскрыты в соответствующем периоде.

[3] Международные стандарты финансовой отчетности.

[4] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1. Обращаем внимание, что c III квартала 2018 г. компания изменила методику расчета OIBDA, исключив из нее расходы по негосударственному пенсионному обеспечению. Исторические показатели OIBDA за 2018 г. пересчитаны согласно новой методике.

[5] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.

[6] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).

[7] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.

[8] Здесь и далее с 2019 г. FCF определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии. Сопоставимые значения 2018 г. приведены в том виде, как они были раскрыты в соответствующем периоде.

[9] Machine-to-Machine, межмашинное взаимодействие.

[10] Internet of Things, IoT, интернет вещей.

[11] Средний доход, получаемый с одного абонента.

[12] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).