В национальных интересах

Инвесторам и акционерам

social-twitter social-twitter

Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за I квартал 2025 г.

Версия для печати

Выручка за I квартал 2025 г. увеличилась на 9%, доходы цифровых кластеров выросли на 21%.

Москва, 15 мая 2025 г. — ПАО «Ростелеком» ( (MOEX: RTKM, RTKMP), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых решений, объявляет результаты деятельности за I квартал 2025 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО.

Основные финансовые итоги I квартала 2025 г.

  • Выручка по сравнению с I кварталом 2024 г. выросла на 9%, до 190,1 млрд руб.
  • Показатель OIBDA составил 73,7 млрд руб. против 74,4 млрд руб. за I квартал 2024 г.
  • Рентабельность по OIBDA составила 38,8% против 42,8% в I квартале 2024 г.
  • Чистая прибыль составила 6,8 млрд руб. против 12,5 млрд руб. за I квартал 2024 г.
  • Капитальные вложения [1] выросли на 14%, до 43,9 млрд руб. (23,1% от выручки).
  • FCF [2] составил (20,8) млрд руб. против 23,4 млрд руб. за I квартал 2024 г.
  • Чистый долг [3], включая обязательства по аренде (АО), вырос на 5% с начала года и составил 696,6 млрд руб., что соответствует 2,3х показателя «Чистый долг / OIBDA» или 1,8х показателя «Чистый долг, искл. АО / OIBDA».

Основные показатели I квартала 2025 г.

млн руб.

I кв.2025

I кв.2024

Изменение

Выручка

190 143

173 756

9%

OIBDA

73 714

74 374

(1%)

% от выручки

38,8%

42,8%

(4,0 п.п.)

Операционная прибыль

33 247

31 807

5%

% от выручки

17,5%

18,3%

Чистая прибыль

6 790

12 511

(46%)

% от выручки

3,6%

7,2%

Капитальные вложения

43 860

38 446

14%

% от выручки

23,1%

22,1%

1,0 п.п.

Чистый долг

696 617

569 154

22%

Чистый долг / OIBDA

2,3

2,0

Чистый долг (искл. АО) / OIBDA

1,8

1,5

FCF

(20 829)

23 401

(44 229)

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский:

«“Ростелеком” продолжает активно развивать цифровые быстрорастущие кластеры, которые вместе с мобильной связью вносят основной вклад в рост совокупной выручки компании.

В I квартале 2025 года на треть выросли доходы самого большего по размерам кластера “РТК-ЦОД”. Мы видим растущий спрос на инфраструктурные сервисы со стороны корпоративных и государственных заказчиков. Цифровизация остается ключевым трендом в госуправлении, экономике и повседневной жизни, а высокая ключевая ставка заставляет российский бизнес максимально активно заниматься операционной эффективностью. Цифровые решения “Ростелекома” для бизнеса и государства, в том числе оказываемые по сервисной модели, помогают нашим клиентам в различных отраслях оптимизировать операционные расходы и повысить эффективность.

Отмечу, что по параметрам ряда продуктов мы достигли паритета с мировыми аналогами. Это, в частности, касается функциональных требований к базовому ПО для управления динамической инфраструктурой, которое развивает разработчик и крупнейшей игрок на российском рынке виртуализации — важный актив в составе нашей группы компания “Базис”. Эти решения востребованы у широкого круга заказчиков из различных отраслей, которые используют их для построения собственной импортонезависимой информационной инфраструктуры. ПО разработчика также используется в ИТ-основе Гособлака и ГосТеха, на практике обеспечивая технологический суверенитет страны.

Свыше тысячи крупнейших корпораций страны доверяют “Ростелекому” обеспечение информационной безопасности — наша дочерняя компания “Солар” предлагает комплексные решения для надежной защиты данных и бизнес-процессов. За первые три месяца текущего года “Солар” на 33% увеличил выручку по продуктам кибербезопасности собственной разработки. Компания запустила услугу “Архитектор комплексной кибербезопасности” для создания защищенной цифровой среды в корпорациях под ключ. Был обновлен межсетевой экран нового поколения Solar NGFW 1.5 и другие флагманские продукты. Более 13 миллионов человек стали участниками программы по кибергигиене, которую совместно реализуют “Солар”, Минцифры и СПбГУТ.

Как технический партнер Госуслуг “Ростелеком” продолжает активно развивать и улучшать сервисы для граждан и бизнеса. Количество зарегистрированных пользователей Госуслуг превысило 112 миллионов, за отчетный квартал через портал было подано более 218 миллионов заявок. На Госуслугах реализован важный социальный сервис по организации самозапрета на выдачу кредитов и займов, упрощен способ защиты аккаунта при помощи биометрии. В мобильных приложениях “Госуслуги” и “Госуслуги Авто” появились водительские чаты.

Совсем недавно совет директоров “Ростелекома” утвердил новую дивидендную политику компании на 2024–2026 годы: компания будет стремиться выплачивать совокупно не менее 50% от чистой прибыли по МСФО [4]. Новая дивидендная политика “Ростелекома” обеспечивает выплаты акционерам не ниже уровня, рекомендованного Росимуществом и Правительством РФ для компаний с государственным участием. При этом сохраняется возможность выплачивать больше, конечно, при условии обеспечения финансовой стабильности и долгосрочного устойчивого развития компании с учетом влияния макроэкономических факторов. Прозрачная дивидендная политика и ее последовательное выполнение будут способствовать поддержанию интереса инвесторов к акциям компании. Прогнозируемые выплаты акционерам являются ключевым элементом инвестиционной истории “Ростелекома”, которая нацелена на рост фундаментальной стоимости через развитие перспективных цифровых направлений бизнеса».

Заместитель президента — председателя правления «Ростелекома» Анна Трегубенкова:

«Сложная макроэкономическая ситуация и жесткая денежно-кредитная политика сдерживают рост бизнеса, поэтому “Ростелеком” сфокусирован на компенсации увеличения финансовых расходов за счет повышения внутренней эффективности, а также оптимизации инвестиционной программы.

Рост капитальных вложений в первом квартале текущего года обусловлен преимущественно погашением задолженности по завершенным в прошлом году проектам, и в последующие кварталы будет компенсирован для достижения целевой оптимизации капитальных затрат в размере около 20–30 млрд рублей по отношению к 2024 году. При этом мы продолжаем инвестировать в критически важную сетевую инфраструктуру и технологии, чтобы обеспечить устойчивость бизнеса и непрерывность оказания услуг, а также продолжение роста в наиболее перспективных сегментах с высокой отдачей на капитал.

Учитывая неопределенность в отношении макроэкономических факторов, менеджмент продолжает воздерживаться от прогнозов по основным финансовым показателям в привычном для инвесторов виде».


Основные операционные итоги

Показатели фиксированного бизнеса

Количество абонентов (млн)

I кв. 2025

I кв. 2024

Изменение

СЕРВИСЫ НА БАЗЕ ОПТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-доступ

13,3

12,4

7%

     B2C: ШПД оптика

12,0

11,2

7%

     B2B/G: ШПД оптика

0,8

0,7

10%

     B2B/G: ШПД оптика + VPN

1,2

1,1

8%

IPTV

7,6

7,2

6%

Виртуальная АТС

1,4

1,1

30%

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ

Местная телефонная связь

8,8

9,9

(11%)

     B2C

6,6

7,5

(13%)

     B2B/G

2,2

2,3

(6%)

ШПД xDSL

1,6

1,9

(16%)

     B2C: ШПД xDSL

1,5

1,8

(17%)

     B2B/G: ШПД xDSL

0,1

0,1

(13%)

Кабельное ТВ

4,1

4,2

(3%)

ARPU (руб.)

I кв. 2025

I кв. 2024

Изменение

СЕРВИСЫ НА БАЗЕ ОПТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-доступ

     B2C: ШПД оптика

418

405

3%

     B2B/G: ШПД оптика

3 366

3 234

4%

     B2B/G: ШПД оптика + VPN

4 664

4 486

4%

IPTV

334

327

2%

Виртуальная АТС

774

865

(10%)

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ

Местная телефонная связь

     B2C

236

236

0%

     B2B/G

598

592

1%

ШПД xDSL

     B2C: ШПД xDSL

490

484

1%

     B2B/G: ШПД xDSL

1 810

1 835

(1%)

Кабельное ТВ

209

200

4%

Показатели мобильного бизнеса

I кв. 2025

I кв.
2024

Изменение

Дата-трафик (вкл. MVNO), Пб

3 054

2 608

17%

Отток, %

7,1%

6,4%

0,7 п.п.

Рост активных пользователей интернета, %

1,5%

5,7%

(4,3 п.п.)


  1. Количество интернет-абонентов, подключенных по волоконно-оптическим сетям доступа, в сегменте домохозяйств по итогам I квартала 2025 г. достигло 12,0 млн, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 7%. ARPU увеличился на 3%, до 418 руб.

    Компания демонстрирует устойчивую динамику роста абонентской базы на рынке, а также показывает стабильную положительную динамику ARPU. Это обеспечивает постоянный позитивный тренд роста доли «Ростелекома» на рынке ШПД оптики.

  2. Количество абонентов, подключенных по волоконно-оптическим сетям доступа, в сегменте юридических лиц по итогам I квартала 2025 г. выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 0,8 млн. ARPU увеличился на 4%, до 3 366 руб.

    Рост числа клиентов, подключенных по волоконно-оптическим сетям доступа, в корпоративном и государственном сегментах обусловлен процессами цифровизации в различных отраслях экономики и высокой потребностью в высокоскоростной инфраструктуре доступа для развития цифровых сервисов и решений.

  3. Число абонентов, подключенных по услугам ШПД на оптике + VPN, в сегменте юридических лиц по итогам I квартала 2025 г. выросло до 1,2 млн, на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. ARPU увеличился на 4% и составил 4 664 руб.

    Рост количества абонентов сегмента B2B/G, подключенных по услугам ШПД на оптике + VPN, связан с растущим спросом со стороны государства и частного сектора на современные технологии интернет-доступа. Новые решения позволили государственным заказчикам более эффективно реализовывать собственные проекты, требующие расширения зоны покрытия интернет-доступа и подключения к сети оператора отдаленных областей РФ.

  4. Количество клиентов IPTV по итогам I квартала 2025 г. выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., до 7,6 млн. ARPU увеличился на 2% и составил 334 руб.

    Основным драйвером роста является высокое качество собственного контента видеосервиса Wink при сохранении высокой рекламной активности конкурентов в медиа.

  5. Общее количество абонентов фиксированной телефонии сократилось по итогам I квартала 2025 г. до 8,8 млн — на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.

    Все больше абонентов, преимущественно в секторе домохозяйств, продолжают отказываться от традиционных медных технологий для голосовой связи.
    Корпоративные и государственные клиенты, помимо технологий мобильной связи, все чаще предпочитают облачную услугу «Виртуальная АТС», работающую на базе сети передачи данных. Рост абонентской базы год к году по данной услуге составил 30%, увеличившись до 1,4 млн.

  6. В обоих бизнес-сегментах по итогам I квартала 2025 г. продолжилось снижение числа абонентов интернет-доступа, подключенных по технологии xDSL.

    В сегменте домохозяйств абонентская база составила 1,5 млн, что на 17% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2024 г., ARPU вырос на 1%, до 490 руб. В корпоративном и государственном сегментах количество абонентов сократилось на 13% до 0,1 млн при снижении ARPU на 1%, до 1 810 руб.
    Интернет-абоненты активно мигрируют с xDSL на технологии волоконно-оптического доступа, по которым наблюдается рост абонентской базы в обоих сегментах.

  7. Количество абонентов кабельного ТВ по итогам I квартала 2025 г. снизилось до 4,1 млн, на 3% к аналогичному показателю прошлого года, ARPU вырос на 4%, до 209 руб.

    При высоком уровне проникновения фиксированного интернета и Smart TV потребность в кабельном ТВ снижается – услуга замещается IPTV и OTT-телевидением.

  8. Количество активных пользователей мобильного интернета по итогам I квартала 2025 г. выросло на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях составил 17%.

    Компания сохраняет фокус на повышении качества подключений, продолжая развивать ключевой сегмент — Core Live Subs (CLS) - количество абонентов, активно пользующихся SIM картой. Влияние также оказало увеличение кол-ва MVNO партнёров и активное развитие потребления абонентами как услуг мобильной связи, так и мульти-подписочных сервисов.

Пресс-релиз по итогам 1 кв. 2025 г.




[1] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.

[2] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.

[3] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, (а) увеличенные на долгосрочные и краткосрочные обязательства по аренде (АО), (б) уменьшенные на величину денежных средств и их эквивалентов, (в) а также величину прочих оборотных финансовых активов.

[4] Скорректированной в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2006 года №774-р.