О компании

В национальных интересах

Инвесторам и акционерам

social-twitter social-twitter

Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за IV квартал и 12 месяцев 2019 г.

Версия для печати

Цифровой сегмент[1] в 2019 г. вырос на 13%, OIBDA[2] увеличилась на 6%, FCF[3] — на 55%.

Москва, 3 марта 2020 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за IV квартал и 12 месяцев 2019 года по данным консолидированной отчетности по МСФО[4].

Основные достижения

  • Рост выручки в IV квартале 2019 г. составил 9% год к году, по итогам 2019 г. — более 5%.
  • Цифровой сегмент в IV квартале 2019 г. вырос на 19%, а его доля в выручке достигла 62%.
  • OIBDA за 2019 г. выросла на 6%.
  • Чистая прибыль за 2019 г. выросла на 10% и достигла 16,5 млрд руб.
  • FCF в 2019 г. вырос на 55% до 22,8 млрд руб.

Основные финансовые итоги IV квартала 2019 г.

  • Выручка по сравнению с IV кварталом 2018 г. выросла на 9% до 94,9 млрд руб.
  • Показатель OIBDA составил 25,1 млрд руб. против 26,0 млрд руб. в IV квартале 2018 г.
  • Рентабельность по OIBDA составила 26,4% по сравнению с 29,8% в IV квартале 2018 г.
  • Чистая прибыль составила 0,1 млрд руб. против 2,4 млрд руб. в IV квартале 2018 г.
  • Капитальные вложения[5] без учета госпрограмм выросли на 51% до 30,6 млрд руб. (32,3% от выручки) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • FCF вырос на 4% до 18,7 млрд руб. по сравнению с IV кварталом 2018 г.
  • Чистый долг[6] увеличился на 14% с начала года и составил 212,7 млрд руб. или 2,0х показателя «чистый долг/OIBDA».

Основные показатели IV квартала 2019 г., млн руб.

млн руб.

IV кв. 2019

IV кв. 2018

Изменение

Выручка

94 867

87 257

9%

OIBDA

25 086

26 038

(4%)

% от выручки

26,4%

29,8%

-

Операционная прибыль

3 932

8 167

(52%)

% от выручки

4,1%

9,4%

-

Чистая прибыль

112

2 351

(95%)

% от выручки

0,1%

2,7%

-

Капитальные вложения без учета госпрограмм

30 607

20 322

51%

% от выручки

32,3%

23,3%

-

Чистый долг

212 748

186 712

14%

Чистый долг/OIBDA

2,0

1,9

-

FCF

18 744

18 063

681

Основные финансовые итоги 12 месяцев 2019 г.

  • Выручка по сравнению с 2018 г. выросла на 5% до 337,4 млрд руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 6% до 106,5 млрд руб.
  • Рентабельность по OIBDA выросла до 31,6%.
  • Чистая прибыль выросла на 10% до 16,5 млрд руб.
  • Капитальные вложения[7] без учета госпрограмм выросли на 22% до 71,8 млрд руб. (21,3% от выручки) по сравнению с 2018 г.
  • FCF вырос на 55% до 22,8 млрд руб. по сравнению с 2018 г.

Основные показатели 2019 г., млн руб.

млн руб.

2019

2018

Изменение

Выручка

337 421

320 239

5%

OIBDA

106 526

100 900

6%

% от выручки

31,6%

31,5%

-

Операционная прибыль

33 852

35 800

(5%)

% от выручки

10,0%

11,2%

-

Чистая прибыль

16 474

15 012

10%

% от выручки

4,9%

4,7%

-

Капитальные вложения без учета госпрограмм

71 787

58 993

22%

% от выручки

21,3%

18,4%

-

Чистый долг

212 748

186 712

14%

Чистый долг/OIBDA

2,0

1,9

-

FCF

22 810

14 751

8 059

Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский:
«Менеджмент доволен достигнутыми финансовыми и операционными результатами 2019 года. “Ростелеком” сохраняет прочные лидерские позиции на рынках ШПД и платного ТВ и вместе с тем продолжает активную цифровую трансформацию бизнеса. Быстрее всего растут сегменты облачных сервисов, кибербезопасности, дата-центров, а также умных цифровых сервисов для домохозяйств, бизнеса и государства. Благодаря цифровому сегменту, который в минувшем году снова показал двузначный рост, компания увеличила выручку на 5%, OIBDA — на 6%, чистую прибыль — на 10%. Операционные достижения привели к увеличению денежного потока компании в полтора раза, что создает комфортную основу для реализации действующей дивидендной политики.
Безусловно, главным событием прошлого года не только для нас, но и для всего телеком-рынка, стало решение “Ростелекома” консолидировать 100% долей Tele2 Россия, самого динамичного и успешного игрока на российском рынке мобильных услуг. Крупнейшая за последние годы сделка в телеком-отрасли страны упрочит лидирующее положение “Ростелекома” на рынке цифровых сервисов. Результатом сделки станет расширение экосистемы “Ростелекома” за счет новых сервисов и решений, что будет способствовать улучшению финансовых показателей, повысит конкурентоспособность и рентабельность бизнеса в целом, поможет не только привлекать новых клиентов, но и сохранять их доверие на долгие годы. Важно, что Банк ВТБ с партнерами становятся нашими крупными долгосрочными инвесторами, заинтересованными в росте капитализации компании. В 2020 году мы обновим стратегию развития компании, скорректируем ключевые цели, среди которых — развитие инновационных продуктов и технологий, включая создание мобильных сетей пятого поколения (5G)».

Первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко:
«Хорошие результаты 2019 года стали возможны благодаря усилиям всех блоков клиентских сегментов на пути цифровой трансформации и продвижения современных цифровых сервисов. При этом сегмент корпоративных и государственных клиентов, на устойчивое развитие которого мы делаем ставку, показал наилучший двузначный рост — 13% год к году. Во многом этот успех обусловлен реализацией проектов «Умный город», продвижением облачных и других цифровых сервисов, которые становятся востребованными как крупными корпоративными и государственными клиентами, так и малым и средним бизнесом. Мы видим значительный спрос на виртуальную ИТ-инфраструктуру со стороны бизнеса и государства. Для того чтобы быть конкурентным на этом рынке и успешно предоставлять сервисы облачного провайдинга, компания постоянно совершенствует свои ИТ-решения. “Ростелеком” значительно укрепил свои позиции на рынке услуг дата-центров через приобретение компании DataLine. Сделка позволит нам нарастить долю высокомаржинальных облачных продуктов — особенно с учетом того, что корпоративные и государственные клиенты активно переходят на сервисную модель потребления ИТ-услуг. “Ростелеком” сделал digital основой своего развития, уже сейчас мы предлагаем рынку современные цифровые решения в сферах кибербезопасности, городской инфраструктуры, биометрической идентификации, медицины, образования и других. Значимость и доля этих инновационных продуктов в структуре нашего бизнеса будет только увеличиваться, обеспечивая устойчивое развитие компании в эпоху повсеместной цифровизации промышленности и различных сфер жизни человека».

Старший вице-президент — финансовый директор Сергей Анохин:
«Компания успешно завершила 2019 год и на фоне сильных результатов, в том числе в части денежного потока, мы ожидаем дальнейшей позитивной динамики в части расширения цифрового сегмента бизнеса. Поэтому в 2020 году планируем нарастить выручку и OIBDA компании без учета результатов деятельности Tele2 Россия и DataLine не менее чем на 5%. При этом СAPEX будет находиться в пределах 70–75 млрд рублей без учета реализации госпрограмм».

Основные операционные итоги

Количество абонентов (млн)

IV кв. 2019

IV кв. 2018

Изменение

III кв. 2019

Изменение

Доступ в интернет

13,2

13,0

2%

13,1

1%

ШПД (частные пользователи)

12,2

12,0

1%

12,0

1%

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

1,1

1,0

6%

1,0

2%

Платное ТВ

10,4

10,2

3%

10,3

1%

в том числе «Интерактивное ТВ»

5,6

5,3

6%

5,5

2%

Абоненты MVNO

1,7

1,2

41%

1,5

15%

Местная телефонная связь

15,7

17,4

(10%)

16,1

(3%)


ARPU[8] (руб.)

IV кв. 2019

IV кв. 2018

Изменение

III кв. 2019

Изменение

Доступ в интернет

ШПД (частные пользователи)

402

392

2%

396

2%

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

3 455

3 160

9%

3 475

(1%)

Платное ТВ (частные пользователи)

255

251

2%

248

3%

в том числе «Интерактивное ТВ»

320

328

(2%)

311

3%

Blended ARPU[9]

553

549

1%

536

3%

Клиентская база и ARPU

  1. Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств в IV квартале 2019 г. выросло на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,2 млн. Показатель ARPU вырос на 2% до 402 руб.
  2. Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн. Показатель ARPU вырос на 9% до 3 455 руб.
  3. Количество абонентов платного ТВ выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,4 млн клиентов со средним ARPU 255 рублей по частным пользователям, который увеличился на 2%;
    • из них количество абонентов «Интерактивного ТВ» выросло на 6% до 5,6 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 320 руб.
  4. Количество абонентов мобильной связи (MVNO) составило 1,7 млн, увеличившись на 41%.
  5. Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 10% до 15,7 млн.

Пресс релиз по итогам 4 кв. 2019 г.



[1] ШПД + платное ТВ + VPN + VAS и облачные услуги.
[2] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1. Обращаем внимание, что c III квартала 2018 г. компания изменила методику расчета OIBDA, исключив из нее расходы по негосударственному пенсионному обеспечению. Исторические показатели OIBDA за 2018 г. пересчитаны согласно новой методике.
[3] Здесь и далее с 2019 г. свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии. Сопоставимые значения 2018 г. приведены в том виде, как они были раскрыты в соответствующем периоде.
[4] Международные стандарты финансовой отчетности.
[5] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[6] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).
[7] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[8] Средний доход, получаемый с одного абонента.
[9] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).